МОУ
Соколовская средняя общеобразовательная школа с.Соколовка Мглинского р-на
Брянской области
|
|
|
Бондаренко Светлана Ивановна- учитель русского языка и литературыМой взгляд на образование.
Все самое хорошее в моей жизни связано со словом «любовь». Я считаю, что именно на этом чувстве держится мир. «Любовь – писал И. Ильин,- великий дар увидеть лучшее, избрать его и жить им».
Мне повезло с самого раннего детства. Я росла, обогреваемая любовью родителей, брата, сестры…, и любовь ответная не могла не родиться в моем сердце, не наполнить мою душу. Это любовь к миру, к жизни, к людям, ко всему, что окружает меня.Гамлетовского вопроса «быть или не быть» учителем у меня не было. Любовь к школе я, наверное, получила по наследству. Причиной этому была профессия моей бабушки – учителя начальных классов, и судьба моей мамы – учителя русского языка и литературы, которая вот уже 26 лет работает директором школы, и судьба тети – учителя химии и биологии…
И вот я в школе. Сбылись мои мечты. Рядом со мною дети, дети разные, каждый со своим характером, эмоциями, с определенным жизненным опытом. Кем я стану для них? Что могу им дать? Прежде всего – любовь.
Я вывела для себя такую формулу успеха: допустим, учитель – это паровоз, а ученики – вагончики. Если я разовью большую скорость, то вагончики могут рассыпаться или между ними потеряется связь, если я остановлюсь, то все остановится, как было, но не будет движения, развития. Если я буду двигаться очень медленно, то мы далеко не уедем, многого не узнаем. Моя главная задача – выбрать нужную скорость.
Но задача учителя не только в том, чтобы дать детям прочные знания, а еще и в том, чтобы научить детей верить в себя. Прежде всего, нужно помнить, что существует три типа людей: «золотая голова», «золотые руки» и «золотое сердце». Я ценю именно то «золото», которым обладает тот или иной ребенок, пытаюсь отыскать ключик к сердцу каждого, и дети отвечают мне взаимностью. На моих уроках они держатся свободно, отстаивают свою точку зрения, учатся мыслить и готовятся к жизни.
Моя стратегия по отношению к ученику.
-всегда придерживайся дружелюбного тона;
-верь в своего ученика;
-понимай и принимай его таким, какой он есть;
-радуйся его удачам и огорчайся его ошибкам.
Я – учитель.
-я могу сделать учение веселым и творческим;
-я готова встать рядом или впереди;
-протянуть руку помощи слабому;
-обернуться к отставшим;
-перешагнуть через усталость и боль;
-подняться после неудачи.
Свой взгляд на образование стараюсь реализовать в повседневной работе, используя различные педагогические теории, системы, технологии, трансформируя их к своим условиям. Имею высшую квалификационную категорию. Преподаю свои предметы по новейшим программам и учебникам, рекомендованным Министерством науки и образования РФ, в соответствии с тематическим планированием. Составляю свои программы для особо одаренных и слабоуспевающих детей.
За годы работы я дала примерно 20 тысяч уроков и 1500 различного рода внеклассных мероприятий. Естественно, постепенно складывался не только свой взгляд на образование, но и своя методика работы с учетом достижений, а также ошибок и неудач.
Современный урок не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Задача учителя – воспитать активную творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решение и нести за них ответственность.
Содержание своих уроков строю на целеполагании (обязательно планируется познавательная, развивающая и воспитывающая цели). Использую разнообразные методы работы: эвристическая беседа, рассказ, дискуссия, сообщения учащихся, иллюстрации, таблицы, ОСК, видеоинформация с компьютерных дисков, работа с учебником, составление плана изучаемого материала, конспектирование, анализ и составление схем, работа со словарями, тестирование и т.д.
Структуру своих уроков определяю основным законом дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному.
При планировании работы на уроке стремлюсь к тому, чтобы он носил практическую направленность, использую дифференциацию и индивидуализацию, предлагаю разноуровневые задания. На уроках русского языка учитываю необходимость систематического повторения разделов языкознания, изучение нового материала строю на использовании межпредметных связей, что делает урок ярким, эмоциональным.
Проблема современной школы в том, что ребенок не понимает, зачем заучивать огромный материал, выполнять сотни упражнений. На все это уходят силы и время, а целостного представления об окружающем мире у него не создается. Это происходит потому, что традиционный подход в обучении формирует, прежде всего память, а от современного человека требуется умение мыслить и добывать знания самостоятельно. В школе ребенок должен получить те знания, которые ему интересны и необходимы в жизни.
Когда пришла работать в школу, столкнулась с множеством проблем. Я наблюдала отсутствие у ребят интереса к учебе, неумение применять теоретические знания на практике, обобщать и делать выводы. Как добиться наибольшей эффективности урока? Какими средствами поднять потребность ребенка в знаниях, стремление овладевать ими, совершенствовать их? Как сделать урок действенным средством нравственного воспитания, пробуждения в юных душах доброты и милосердия.
Дети – это самые загадочные существа. Они не могут быть похожими. Они меняются год от года. Нельзя воспитывать ребят теми методами , которыми пользовались учителя пятнадцать лет назад. В школе должно быть постоянное движение вперед.
Для решения возникших проблем стала изучать и внедрять в практику своей работы новые педагогические технологии. Предлагаю хронологическую последовательность своих творческих поисков.
Стремление найти новую форму работы, более разнообразную и интересную, привело к применению методики Шаталова-Меженко. Система предполагает изучение теоретического материала по опорным конспектам и таблицам. Постепенно стала разрабатывать свои собственные таблицы и схемы, алгоритмы. В опоре нуждается ученик, на которого обрушивается лавина информации на уроках русского языка, истории, географии, математики и т.д. Благодаря созданию таких опор любой теоретический материал, даже самый сложный, становится для учащихся доступным и усваивается прочно.
В настоящее время работаю по этой системе при изучении синтаксиса. Приведу пример работы по опорным таблицам при изучении темы «Второстепенные члены предложения».
В 5 классе на эту тему отводится пять учебных часов. Практическая направленность уроков значительно возрастает, если учитель, преподнесет материал блоком. Работа строится таким образом, чтобы каждый ученик на всех этапах урока не отставал от класса, видел закономерность и логику своих действий.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе, где дети учатся анализировать, находить главное, обобщать. По итогам самостоятельной работы с учебником учащиеся должны составить следующую опорную таблицу:
Целесообразно сравнить варианты таблиц учащихся и дать идеальный вариант (на компьютере, на слайде через графопроектор, на плакате).
Т.о., таблица – итог самостоятельной работы учащихся с новым материалом. Она на первых порах будет для ребят и конспектом урока, и планом устного ответа, и помощницей при выполнении тренировочных упражнений. Практика показывает, что таблица не вызывает трудности при запоминании и воспроизведении, после многократного обращения к ней на всех последующих уроках данной темы она «отпечатается» в памяти детей. Прочность знаний зависит от непрерывности в их совершенствовании. Чтобы таблица-опора была у всех учащихся на каждом уроке, им предлагается дома скопировать таблицу в тетрадь-справочник. Слабым учащимся разрешается пользоваться опорой до тех пор, пока она станет не нужна им. Работа над опорой продолжается 6 уроков. Многократное повторение материала (3-4 раза звучит рассказ по таблице на одном уроке, 15-20 раз в течение 5 уроков) дает учителю возможность опросить максимальное количество учащихся по всей теме и проверить качество знаний. Это позволяет высвободить время для тренировочных упражнений, часто с использованием занимательности. На 6-м уроке проводится зачетная работа. Пятиклассники получают чистые листы бумаги, заполняют таблицу по памяти и выполняют практическую часть зачета (синтаксический разбор предложений).
Система опорных схем и таблиц по синтаксису создается на протяжении всего процесса обучения. Особенно часто они используются в 8-9 классах. Та же таблица второстепенных членов предложения, составленная в 5 классе, пригодится в 8, где знания учащихся о второстепенных членах предложения расширяются и углубляются. Знакомая таблица дополняется и заполняется учащимися после самостоятельной работы с учебником.
Для работы по данной системе использую таблицы, которые составляю сама и мои ученики, таблицы учебника, таблицы, имеющиеся в методической литературе.
При изучении синтаксиса, использование опорных схем и таблиц в качестве конспекта урока помогает школьникам прочно овладевать знаниями. Результаты зачетных работ и контроль проверки качества знаний, как правило, хорошие. Если в 5 классе качество знаний по данной теме было 60%, то в 8 классе выросло до 80%.
Систему опорных конспектов применяла и применяю на уроках литературы, используя при этом методику Ильина и Любимова.
Я с особым трепетом отношусь к урокам литературы. Считаю, что уроки литературы – это уроки жизни.
Цель любого учителя литературы – воспитание, а наша задача – научить ребят самостоятельно извлекать из произведений нравственные ценности, осмысливать их, эмоционально переживать, и, наконец, воплощать в поступках. Учитель и ученик при этом должны находиться в ситуации сотрудничества. Именно методика Е.Н. Ильина и О.И. Любимова позволяет создать такую ситуацию сотрудничества. Работая по ОСК, мы даем ученикам право на свое мнение, мы открываем перед ними безграничные возможности для самостоятельного поиска истины, для научного исследования и даже открытия.
Остановлюсь подробнее на методике работы по ОСК.
В начале изучения темы ОСК вывешивается на доске и в течение 5-10 минут предъявляется учащимся с описанием. В течение следующих уроков этот конспект продолжает оставаться на доске, т.к. он создает в сознании учеников зрительный образ темы в целом, который надежно отпечатывается в памяти. После того, как работа над ОСК завершилась, эта схема с доски не снимается и вместе со следующей продолжает использоваться в работе. И так – вплоть до последнего конспекта. Так создается целостный образ всего изучаемого произведения, что является одной из главных целей использования ОСК. Структура опорной схемы-конспекта может быть сложной и простой.
По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» составлены следующие опорные конспекты: «Родион Раскольников», «Соня Мармеладова», «Три портрета», «Раскольников и Соня». Приведу пример одного конспекта и его описания.
Описание ОСК «Раскольников».
Проследим за движением стрелок на схеме. Все они берут начало из одного поля обозначающего ту социальную действительность, которая будоражит и отравляет сознание Раскольникова. Что же это за действительность Сестра Родиона Дуня сознательно решается отдать себя в жертву «денежному мерзавцу» Лужину, а мать дает ей свое благословение. И все это ради, того чтобы их брат и сын мог сносно жить и учиться.
Итак, чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву. Эта странная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает чувства униженности и протеста
Зловонный, жестокий и пыльный город «давит» на сознание героя Достоевского, «душит» его, навязывает ему мысли о том, что выжить может только сильный. В этом убеждает его судьба невзрачного чиновника Мармеладова, так и не увидевшего в своей жизни милосердия; личная драма Сони, которая вынуждена ценой своего бесчестья добывать средства на жизнь семьи. Не может забыть Раскольников и многих других маленьких людей, оставивших свой скорбный след в его воспаленном создании, послуживших зарождению идеи отстоять своё место под солнцем, право быть человеком.
На Порфирии Петровиче все эти идейки замыкаются, сливаются, как бы достигнув апогея. Мы никогда не узнаем прошлое этого человека, но, тем не менее, автор даёт нам понять, что была у следователя своя предыстория, «роднящая его с молодым поколением; с реформаторами и бунтовщикам. Но он не решился на свой протест, не переступил опасную черту. О себе он говорит Раскольникову: «кто я? Я поконченный человек, больше ничего…» П. П. примирился со старыми законами. Поэтому ему и интересен Раскольников. « А кто знает, может и у вас так только дымом пройдёт, ничего не будет».
Но Раскольников – переступил, как бы поднялся выше. «Мне надо было узнать…вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Убив и ограбив старуху- процентщицу, он осуществил свою цель: выжить молодому и здоровому на средства никчемного, паразитирующего и ненавистного человека, не имеющего, по мнению Раскольникова, право на жизнь. Но не просто выжить, а ещё и отмыть эту кровь своим добрым служением людям. Таков шаг Раскольникова от нищеты, унижений, оскорблений и бесправия к его «чердачному» варианту наполеоновского величия.
Но смерть ненавистной старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла все-таки не вверх, а (вглядитесь в конспект) рассеялась множеством путей, повернувших вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая вполне возможно была беременной, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым ещё до рождения. Он и деньги у старухи толком взять не смог, и в горячке оказался, так как его вполне нормальная, здоровая натура не в состоянии была вынести патологию злонамеренного убийства. Да и Наполеоном не стал, а, наоборот, в положении затравленного зверя. Мать почувствовала недоброе в сыне, в конце концов по его милости в могилу сошла. Невинный, жизнерадостный Миколко-маляр на себя его преступление принял. Вроде бы и для Миколкиного счастья убивал Раскольников, а Миколке же на каторгу идти. И разветвилась «главная мысль» Раскольникова на мелкие и не нужные «мыслишки». И потянули они его вниз. И как результат - встал перед ним огромный тупик. «Я себя убил, а не старушонку!»- с болью констатирует Раскольников.
Всплеск его страстей не угас и в наше время. Вглядитесь в конспект: Родион Раскольников – как предвестник атомного гриба после взрыва.
В коллективной и особенно самостоятельной работе по созданию конспектов-опор в виде таблиц и схем, ученик не только повышает уровень знаний, он приобретает умение работать творчески, умение группировать, обобщать, систематизировать, размещать учебный материал в определенной последовательности, дифференцировать его, а эти умения необходимы в жизни людям любой профессии.
Использование нестандартных форм проведения уроков прошло красной нитью через все годы моей педагогической деятельности. Уроки- исследования (например, «Смертельная рана Базарова», «Христианская основа романа Достоевского «Преступление и наказание», «Урок-исследование поэтической новеллы Есенина «Собаке Качалова); уроки-суды (например, «Урок-суд над Молчалиным», «Урок-суд над Печориным», «Урок-суд над Я.Л. Островновым»); уроки-размышления (например, «Сбросить ли Маяковского с парохода современности?», « Почему умерла Суламифь?»); уроки-путешествия (например, «Дороги Пушкина»); интегрированные уроки (например, «Богатыри земли русской», «Анализ содержания стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога», «Число и имя числительное»); уроки – заочные экскурсии по литературным местам (Овстуг, Спасское-Лутовиново, Ясная Поляна и т.д.); уроки - театрализованные представления (например, «Театрализованное представление по книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву») - вот далеко неполный перечень уроков, проведенных мною в нетрадиционной форме.
В наш век бездуховности очень люблю проводить уроки на библейские темы в 5, 6, 10, 11кл. (по Библии, творчеству Достоевского, Булгакова). С Библией связан и последний урок литературы в выпускном классе, который я назвала «Дорога, которую я выбираю» (речь идет о дорогах жизни Иисуса и Иуды). Неоднократно на моих уроках присутствовали корреспонденты районной газеты, на страницах которой печатались материалы с уроков (ксерокопия газетной статьи прилагается).
Опыт моей работы по теме:
«Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы» был обобщен на муниципальном уровне; неоднократно по этой теме для учителей района я проводила теоретические семинары и мастер-классы.
Не в моих правилах останавливаться на достигнутом. Хочу превзойти себя вчерашнюю, поэтому постоянно ищу пути повышения эффективности урока. С этой целью в последние годы провожу уроки русского языка и литературы, используя технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения, основанные на активных самостоятельных формах приобретения знаний: технологии деятельностного подхода, технологии уровневой дифференциации, технологии обучения как учебного исследования, технологии модульного обучения, мультимедийные технологии, адаптивную систему обучения.
Все эти методы используются с целью повышения грамотности учащихся, результативности совместной работы учителя и ученика.
Остановлюсь на некоторых из них.
Решая проблему адаптационного периода пятиклассников, с 2003 года стала использовать систему Границкой. Эта система помогла мне создать атмосферу доброжелательности, ситуацию успеха для каждого ребенка, повысить качество знаний по русскому языку.
В основе этой системы лежит модель организации обучения на основе самостоятельной деятельности. Согласно этой модели учитель объясняет новое и дает учащимся задания для самостоятельной работы, а сам в это время работает у доски с одним из учеников, который по разным причинам (физическим недостаткам, темпераменту, свойствам памяти) не успевает усваивать материал вместе со всеми.
Учащиеся на уроке работают в трех режимах:
- совместно с учителем работает весь класс;
- самостоятельно под руководством учителя;
- индивидуально с учителем.
Работа ведется в парах: статистической, динамической, вариационной.
Вариационная пара – является одним из видов коллективного обучения. Каждый ученик готовит карточку с вопросами, тестами, словарными диктовками, на обороте которых даны ответы или правильные варианты написания. После проверки карточек учителем, учащиеся усаживаются в четверки так, чтобы каждый из них мог работать то с правым, то с левым соседом. Работа ведется в три такта, обмениваясь карточками.
Работа в парах создает на уроке атмосферу демократичности, раскованности, каждый ученик оказывается в равных условиях, Каждый раз узнает что-то новое, рассказывает то, что узнал товарищу, редактирует ответы других, учит и учится сам.
Обучение представляет собой не только сообщение новых знаний, но и обучение самостоятельной работе, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать их. Третий год работая по этой системе, я наблюдаю позитивный результат.
Качество знаний в данном классе выросло с 40% до 60%.
В связи с введением ЕГЭ возник вопрос, как готовить старшеклассников к экзамену. Я создала свою систему подготовки к ЕГЭ, используя тестирование, элементы мультимедийных технологий, работу по модульной технологии обучения.
В условиях проведения ЕГЭ от учащихся требуется умение работать с тестами. Решение тестов - одна из нетрадиционных форм опроса.Провожу тестирование в 5-11 классах. Учащиеся решают тесты, предложенные учителем, тесты с электронных дисков, КИМов за 2003-2006. Т.к. учащиеся 9-11 классов имеют навыки составления опорных конспектов и алгоритмов, им не трудно составить тест по пройденному материалу. От учащихся требуется, чтобы их тесты различались по сложности, внешнему оформлению и формату. Сложность теста определяется его содержательной структурой.
Составление тестов требует от учащихся знания теоретического материала, умение сгруппировать в одном задании различные орфограммы, что способствует развитию орфографической зоркости у ребят, формирует познавательный интерес: постоянное стремление к познанию нового, тенденция углубляться в сущность познаваемого, а не оставаться на поверхности явлений. В итоге каждый ученик старается составить тест, который отличается оригинальностью, нестандартностью, ведь его будут решать одноклассники и ученики из других классов.
Особое внимание при подготовке к ЕГЭ уделяю работе над частью «С». Для развития речи учащихся необходима работа с образцами правильной русской речи, поэтому дидактическим материалом уроков являются тексты русских мастеров слова. Одна из форм работы с текстом – комплексный анализ, который готовит ребят к правильному и глубокому пониманию литературного произведения и анализу языковых явлений.
Благодаря возможности интегрирования уроков русского языка и информатики, ученики пишут свои творческие работы, имеют возможность почувствовать себя экспертами, проверяющими задание «С», т.е. редактируют сочинения, находя в предложениях грамматические, речевые, логические, фактические ошибки; определяют тему текста, тип и стиль речи. После проделанной работы проверяют ее правильность с использованием компьютера.
Использование наряду с традиционными технологиями новых дало положительный результат: качество знаний по русскому языку за три последних года в 9-11 классах выросло с 62% до 67%.
В 2005 году все учащиеся 11 класса сдавали ЕГЭ по русскому языку (хотя экзамен предлагался по выбору), и 55% выпускников получили оценки «4» и «5», среди них трое медалистов.
Таких результатов я добилась, работая с классом 7 лет (с5 по 11), благодаря использованию всех вышеизложенных методик и технологий, в том числе и работе по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, и собственному опыту.
Широкое развитие и внедрение вычислительной техники в различные сферы жизни не могли обойти сферу образования, что привело к появлению большого числа компьютерных программ. Несомненно, информационные технологии имеют определенные преимущества в подготовке школьников, поскольку дают возможность организовать активную самостоятельную работу всех учащихся класса, дифференцировать ее применительно к особенностям и возможностям каждого ученика. Но для этого нужны навыки работы на компьютере. В 2003 году прошла обучение по программе: «Интернет технологии в образовании» в Брянском региональном центре Федерации Интернет Образования и защитила выпускную работу.
В настоящее время внедряю и использую компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе: показываю слайды, видеофильмы, использую материалы электронных учебников, энциклопедий, библиотек, решаем тесты и т.д. Разрабатываю конспекты уроков, включая в них мультимедийные технологии. Под моим руководством старшеклассники создают свои электронные презентации и проекты по литературе.
Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие функции:
- помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет учеников, помогает им продвигаться в работе над проектом.
Цели проектов:
- стимулировать использование разнообразных методов изучения темы;
- развивать умение работать с информационными источниками;
- предоставить возможность учащимся проявить инициативу и самостоятельность;
- научить оформлять результаты своей работы и составлять сообщение по результатам работы.
В нашей школе нет полного компьютерного класса, а работает 11 компьютеров, но есть учитель информатики Непомнящая Л. Е., энтузиаст своего дела, активный сторонник метода проектов.
Мы стоим на первых ступенях внедрения опыта проектного обучения, и он основывается на межпредметных связях различных учебных дисциплин (литературы, русского языка, истории, музыки, ИЗО) с информатикой. Планирование проектной деятельности по литературе начинается с составления учителем тематического планирования. Так, в 10-11 классах учащимся предлагаются проекты по творчеству поэтов и писателей, а также по темам «Экологические проблемы современности», « Великая Отечественная война в освещении поэтов и писателей разных лет», «Деревенская проза» и т.д.
Работают над проектом 1-2 группы, остальные дети занимаются по обычной программе. Намечаются уроки (обычно лекционные) на которых обязательно присутствие членов творческой группы, а на других уроках они самостоятельно занимаются подготовкой проектов. Так как по литературе в старших классах практикуется зачетная система, то во время зачета группа представляет презентацию своего проекта. На работу уходит от 2-х до 3-х недель. Если определять типологию проектов, то, вероятнее всего, это объединение информационных, творческих и исследовательских типов. Обычно учащиеся изучают информацию по выбранной теме из научно – литературных источников, анализируют, обобщают факты, намечают план работы, выбирают форму ее представления широкой аудитории. Роль учителя сводится к корректной помощи в подборе материала, проверке достоверности его изложения, а «подача» текста - это исключительно творчество детей. На уроках информатики, во внеурочное время они набирают свой текст на компьютере, форматируют его, подбирают и вставляют подходящие иллюстрации методом сканирования и поиска в электронной энциклопедии. Так как дети редко сидят за компьютерами по одному, то им приходится решать кроме образовательной, коммуникативную задачу – необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее.
Первые попытки создания учебных проектов по литературе были осуществлены в 2002-2003 учебном году. Это были первые проекты, созданные учениками 10- 11 классов по темам: «Дороги Пушкина», «Мильон терзаний Чацкого», «Адресаты лирики Тютчева», «Звезда М.,И. Цветаевой». В прошлом учебном году старшеклассники защитили проекты по темам: «Своеобразие поэзии Некрасова», «Серебряный век русской поэзии», «Своеобразие стилистики произведений Платонова» и т. д.
Расширяется и спектр тем проектов, и виды деятельности, и формы их представления. Форма проектов у школьников рефератная (WORD), Power Point, база данных Access.Заметно меняется образовательная значимость проектов – если в прошлом учебном году дети выбирали темы произвольно, то в нынешнем они придерживаются программ данного класса, расширяя и углубляя изучаемый материал.
Поскольку большое количество детей заинтересовано в создании своих проектов, то возникла необходимость их обсуждения не только на уровне классов, но и в более широкой аудитории. Поэтому в школе объявлен конкурс на лучший проект. Создана комиссия, которая к концу 4-й четверти по специальным критериям отберет лучшие 10 работ и состоится собственно конкурс с приглашением родителей и общественности.
Я не только руковожу проектной деятельностью своих учеников, но и создаю свои мультимедийные проекты.
(Проекты см. на страничке "Фестивальпедагогических идей" и "Творчество учеников" на этом сайте)
Что дает метод проектов для моих учеников?
Школьники учатся работать с текстом, который им интересен и познавателен. В этом случае не проходит простое, механическое перепечатывание чужого, скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше ее результат. Неформальное общение с товарищами и учителем раскрывает творческий потенциал ребенка и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает ребенку возможность почувствовать свою значимость в коллективе и в тоже время научиться ценить вклад других людей в общее дело.
Безусловно, метод проектов имеет большое количество плюсов, так как позволяет учащимся получить знания и умения (они описаны выше), недоступные при традиционном подходе к обучению.
Всегда стараюсь работать на результат. Какие бы методы и приемы не использовал учитель в своей работе, главное – это система, продуманное отношение к каждому уроку, выражающееся в комплексном перспективном планировании, в тщательном осмыслении каждого этапа урока, в бережном, плановом расходовании каждой минуты, в использовании тех методов, видов работ, иногда незаслуженно забытых, которые наиболее соответствуют содержанию изучаемого, целям изучения и индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.
Реализовать планы по улучшению качества знаний учащихся помогает методическая оснащенность кабинетов русского языка и литературы. В них есть методическая копилка учителя, доклады по темам самообразования, программы (составлены для работы с одаренными и слабоуспевающими детьми),программы элективных курсов, опорные схемы и конспекты, таблицы, карточки по всем разделам русского языка, раздаточный иллюстративный материал, сигнальные карточки и перфокарты, памятки для работы над диктантами, сочинениями, изложениями, план анализа стихотворения, план отзыва, о прочитанном произведении. Дидактический (раздаточный ) материал по каждой теме состоит из карточек для индивидуального опроса, разноуровневых заданий, тестов, тренировочных работ по вариантам, алгоритмов и т.п. Помогают в работе на уроках развития речи репродукции картин художников. Есть в кабинете альбомы по творчеству поэтов и писателей, иллюстрации учеников, электронные диски по предметам, а также презентации и проекты, выполненные учителем и учащимися.
С целью воспитания интереса к знаниям веду внеурочную работу по преподаваемым предметам.
В связи с переходом на профильное обучение в 2004 году были разработаны программы элективных курсов «Литература родного края» и «Секреты орфографии».
Все ученики 9 класса посещают элективный курс по русскому языку, который проводится 1 раз в неделю. Эта работа способствует углублению приобретаемых на уроках знаний, расширяет лингвистический кругозор школьников, воспитывает языковое чутье, развивает творческие способности, повышает общую языковую культуру. Данный курс помогает подготовить учеников к сдаче ЕГЭ, позволяет подготовить ребят к олимпиадам и конкурсам сочинений, победителями и призерами которых они становятся. В 2003-2004 учебном году ученица 10 класса Горюнова Наталья заняла 3 место в районной олимпиаде по русскому языку, Лобанова Татьяна стала победителем конкурса сочинений.
Традиционными стали Недели русского языка, включающие беседы, лекции, встречи с интересными людьми, конкурсы, устные журналы. Подготовка к такого рода мероприятиям требует от учащихся знакомства с популярной литературой по языкознанию, поиска и отбора необходимых материалов.
В среднем звене(5-7классы) веду «Кружок занимательной грамматики»(1 раз в две недели). Ребята с большим интересом слушают лингвистические сказки, участвуют в турнирах знатоков и смекалистых, олимпиадах, познавательных и деловых играх, отвечают на вопросы викторин, выступают в КВН. Работа учеников в кружке способствуют развитию самостоятельности, инициативы, эрудиции, умению инсценировать, пародировать, импровизировать .
В 2002 году организовала « Клуб любителей поэзии», основной задачей которого является привитие любви к искусству слова. В основе работы клуба лежит подготовка и участие ребят 9, 10, 11 классов в Литературных гостиных (проводятся 1 раз в два месяца).
Подготовка гостиных – работа кропотливая и трудоемкая. Ребята принимают в этом самое активное участие. Вместе со мной отбирают материал, учат стихотворения, выпускают газеты, делают иллюстрации, готовят декорации, поют песни на слова знаменитых поэтов (Есенина, Рубцова, Цветаевой). Для участия в гостиных приглашаются не только «лирики», но и «физики». С удовольствием читают стихи учителя и родители. Это дает свои положительные результаты. Все больше и больше детей желает выступить в следующий раз, показать свою эрудицию и артистизм. В 2005-2006 учебном году были проведены литературные гостиные по темам:
1. «Красною кистью рябина зажглась. (По творчеству М. И. Цветаевой.)
2. Адресаты лирики С. А. Есенина.
3. «Любовью дорожить умейте».
4. «Поверьте мне: я чист душою». ( По творчеству Н. Рубцова.)
5. « Я буду видеть сердцем». (По творчеству Э. Асадова.)
Литературные гостиные по творчеству С. Есенина и Н. Рубцова были представлены учителям района на выездном заседании методического объединения.
Результатом работы клуба является участие ребят в школьных и районных конкурсах чтецов. В 2004 году ученица 11 класса Горюнова Наталья заняла 2 место в районном конкурсе чтецов «Моя Родина», посвященном 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне; в 2005 году ученик 9 класса Бондаренко Евгений занял 2 место в конкурсе чтецов «Моя Родина».
Являюсь классным руководителем. Воспитательную работу провожу по системе Иванова. Планирую работу по тематическим периодам. Каждый период заканчивается коллективным творческим делом (КТД), на которое приглашаются учителя и родители. Это праздники, конкурсы, игры, защита проектов и т.д.
Работаю в тесном контакте с родителями. В классе избран родительский и ученический комитеты. Регулярно провожу классные часы (1 раз в неделю) и родительские собрания (1 раз в четверть). За последние три года дважды выступала на общешкольных родительских собраниях по темам: «Роль отца в воспитании детей», «Стили семейного воспитания».
Использование различных форм и методов воспитания, вовлечение каждого ребёнка в дела класса, школы и района, постоянный контроль за поведением и успеваемостью, связь с родителями даёт положительные результаты. Ученики моего класса не пропускают учебных занятий без уважительных причин, никто не состоит на учёте в детской комнате милиции, т.е. они не совершают правонарушений. Ребята всегда готовы протянуть руку помощи слабым и отстающим.
Считаю необходимым совершенствовать свое педагогическое мастерство: участвую в методической работе школы и района, занимаюсь самообразованием, каждые пять лет прохожу курсы повышения квалификации в БИПКРО.
В школе руковожу методическим объединением учителей. Выступаю на районных семинарах, участвую в работе августовских секций учителей русского языка и литературы, где обмениваюсь опытом своей работы с коллегами. В последние годы выступала по темам: «Нетрадиционные формы проведения уроков», «Интегрирование уроков русского языка и литературы с другими предметами», «Использование новых педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы».
Неоднократно на базе нашей школы проводились семинары учителей русского языка и литературы, директоров и завучей, на которых я давала мастер-классы по темам: «Дороги Пушкина», «Проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Христианская основа романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; интегрированные уроки по темам: «Число. Имя числительное», «Богатыри земли русской» и др. Последний семинар состоялся 12 февраля 2006 год на тему «Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы». Я проводила «Урок – исследования поэтической новеллы С.А.Есенина «Собаке Качалова». Путем исследования переписки Есенина, стихотворений, написанных во время его пребывания на Кавказе, фактов из биографии поэта, просмотра слайдов и видеофильма учащиеся под руководством учителя разгадали тайну образа новеллы.
По теме « Работа с одаренными детьми» в 2004 году выступала на пленарном августовском совещании.
В 2005 году была членом региональной комиссии по проверке ЕГЭ, части «С».
В настоящее время являюсь членом экспертной группы по аттестации учителей русского языка и литературы на высшую квалификационную категорию.
В 2001 году стала победителем районного конкурса «Учитель года – 2001», принимала активное участие в областном конкурсе .
За свою работу награждалась грамотами РОО и УО. В 2001 году за заслуги в области образования награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». 20 февраля 2003 года присвоена высшая квалификационная категория, а в августе 2004 года получила «Благодарность губернатора Брянской области» за достигнутые результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения. В 2006 году стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации . Но успехи моих учеников, радость на их лицах, добрые слова в мой адрес для меня дороже всех наград, и я делаю для этого все, что в моих силах.
Начиная с 1998 года, в каждом моем выпуске есть отличники и медалисты, которые успешно учились и учатся в вузах страны. Многие из них стали хорошими специалистами в различных областях и успешно трудятся на благо и во имя процветания нашей Родины.
|