Hosted by uCoz
Содержание
Hosted by uCoz

Космодром “Плесецк”: ровесник космической эры

Hosted by uCoz

1957 год положил начало коренным изменениям в судьбах отдельных людей и, в конечном итоге, в судьбе все­го Человечества.В этом году запуском первого искусст­венного спутника Земли началась Космическая Эра. И в этом же году в Архангельской области, в 900 км от Москвы, началось строительство уникального Объекта, получивший условное наименование “Ангара”. Объект “Ангара” стро­ился для первых межконтинентальных баллистических ра­кет Р-7, созданных в ОКБ-1 под руководством С.П.Коро­лёва. Но в мировую историю эта ракета вошла как первое .транспортное средство, с помощью которого Человечество вышло в Космос. И этой ракете обязан своему появлению самый северный в мире, единственный европейский и пер­вый Российский космодром - космодром “Плесецк”.

В истории становления и развития космодрома мож­но выделить четыре периода. Первый период охватывает временной интервал с 1957 по 1964 гг., когда в северной тайге были построены и поставлены на боевое дежурство ракетные комплексы первого в нашей стране соединения межконтинентальных баллистических ракет. Этот период можно условно назвать "Объект “Ангара”". Это воинское формирование являлось уникальным по своему составу и до настоящего времени не имеет аналогов во всем мире. Объект “Ангара” создавался в начальный период поисков оп­тимальных конструкций МБР и на его структура в процессе формирования претерпевала изменения под влиянием ост­рой конкурентной борьбы двух направлений в развитии боевых ракетных комплексов, которая развернулась в 1959-1962 годах.

В истории становления и развития космодрома мож­но выделить четыре периода. Первый период охватывает временной интервал с 1957 по 1964 гг., когда в северной тайге были построены и поставлены на боевое дежурство ракетные комплексы первого в нашей стране соединения межконтинентальных баллистических ракет. Этот период можно условно назвать "Объект “Ангара”". Это воинское формирование являлось уникальным по своему составу и до настоящего времени не имеет аналогов во всем мире. Объект “Ангара” создавался в начальный период поисков оп­тимальных конструкций МБР и на его структура в процессе формирования претерпевала изменения под влиянием ост­рой конкурентной борьбы двух направлений в развитии боевых ракетных комплексов, которая развернулась в 1959-1962 годах.

Первоначально объект “Ангара” создавался как войсковое соединение ракетных полков, вооруженных МБР Р-7, разработка которой велась в ОКБ-1 под руководством С.П.Королёва. Когда в ОКБ-586, руководимом М.К.Янгелем, завершилась разработка новой МБ.Р Р-16 на долгохранимых компонентах топлива, на объекте “Ангара” были до­полнительно развернуты полки, вооруженные этой ракетой. В качестве альтернативы ракете Р-16 была создана новая королёвская ракета Р-9, которая также была поставлена на боевое дежурство на объекте “Ангара”

Первый эшелон со строителями прибыл на станцию Плесецкая в марте 1957 г., и в апреле начались расчистка участка и земляные работы на строительстве пусковой установки №1.

Первый эшелон со строителями прибыл на станцию Плесецкая в марте 1957 г., и в апреле начались расчистка участка и земляные работы на строительстве пусковой установки №1.

Строителям пришлось вести работы в тяжелых условиях. Все нужно было строить заново: дороги, жилье, коммунальное хозяйство, культурно-бытовые объекты и т.п. Первое время строителям приходилось жить в палатках и землянках, да в пяти железнодорожных вагонах (дополни­тельные вагоны разместить было негде). В результате самоотверженного труда 11,5 тысяч строителей к началу 60-х готов в тайге выросли технические и стартовые комплексы, проложены автомобильные и железные дороги, линии электропередач, построен город Мирный.

Строителям пришлось вести работы в тяжелых условиях. Все нужно было строить заново: дороги, жилье, коммунальное хозяйство, культурно-бытовые объекты и т.п. Первое время строителям приходилось жить в палатках и землянках, да в пяти железнодорожных вагонах (дополни­тельные вагоны разместить было негде). В результате самоотверженного труда 11,5 тысяч строителей к началу 60-х готов в тайге выросли технические и стартовые комплексы, проложены автомобильные и железные дороги, линии электропередач, построен город Мирный.

Одновременно со строительством объекта “Ангара” шло формирование и обучение подразделений ракетного соединения, командиром которого 10 июля 1957 г. был назначен офицер-фронтовик, гвардии полковник Михаил Григорьевич Григорьев. Через пять дней началось официальное формирование управления ракетного соединения, после то­го, как 15 июля 1957 г. Григорьев подписал приказ №1 о вступлении в должность. Этот день стал днем рождения ра­кетного соединения, а в последующем ракетно-космического полигона, а затем и космодрома “Плесецк”.

Основу испытательных частей космодрома составили боевые стартовые станции - так в то время назывались ракетные полки. Основным местом их формирования и обу­чения стал космодром “Байконур”. Это обучение шло параллельно с испытаниями ракеты Р-7, подготовкой и проведением запусков первых искусственных спутников Земли и первых межпланетных станций. Лучшие, наиболее подготовленные офицеры, сержанты и солдаты боевых стартовых станций принимали непосредственное участие в подготовке и проведении пусков в основном составе боевого расчета космодрома “Байконур”.

Первой для объекта “Ангара” начала формироваться 42-я боевая стартовая станция (БСС), которая должна была принять боевой комплекс с ракетами Р-7 и пусковой установкой №1. Этой стартовой станции выпала честь быть трижды первой: первой заступить на боевое дежурство, первой провести учебно-боевой пуск на вновь образован­ном испытательном ракетно-космическом полигоне и первой запустить спутник с космодрома “Плесецк”. Командиром 42-й боевой стартовой станции 19 мая 1958 г. был назначен гвардии полковник Г.К.Михеев.

Формирование и обучение 42-й БСС началось 19 июля 1958 г. на космодроме “Байконур”, а в сентябре 1958 г. в селе Медведь Новгородской области началось формирование 48-й БСС, которая должна была принять стартовый комплекс ракеты Р-7 с пусковой установкой №2. Командиром БСС был назначен полковник Н.И.Тарасов. Третьим ракетным полком для объекта “Ангара” стала 70-я БСС, формирование которой началось в г. Камышине Волгоград­ской области 13 июля 1959 г. Ее командиром был назначен полковник Г.М.Мерзляков.

К лету 1959 г. завершилось обучение боевых расче­тов 42-й БСС и трех пунктов радиоуправления, которые в июле 1959 г. по результатам зачетного комплексного занятия были допущены к проведению учебно-боевого пуска. Этот пуск, ставший экзаменом для первых подразделений объекта “Ангара”, был успешно проведен 30 июля 1959 г. в присутствии Главного Маршала артиллерии Неделина и командира соединения генерала-майора артиллерии Гри­горьева. Это был первый пуск ракеты Р-7 серийного производства.

Завершив обучение, личный состав 42-й БСС прибыл на станцию Плесецкая в сентябре 1959 г. и вместе со строи­телями и наладчиками принял участие в испытаниях стартового комплекса первой пусковой установки. Комплексные испытания завершились 15 декабря подписанием приемочного акта и 17 декабря 1959 г. появляется правительствен­ное постановление о создании нового вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического назначения и 1 янва­ря I960 г. 42-я БСС заступила на боевое дежурство.

С июля по ноябрь 1959 года на “Байконуре” по аналогичной программе проходит подготовку 48-я БСС и 21 ноября также успешно проводит пуск ракеты. Прибыв к месту постоянной дислокации, полк Тарасова 15 апреля 1960 г. заступил на боевое дежурство на пусковой установке №2.

В начале I960 г. полк Мерзлякова (70-я БСС) прибы­вает на “Байконур” для практического освоения техники и проведения учебно-боевого пуска. Первая стартовая группа этого полка с оценкой “отлично” проводит пуск ракеты 4 июня 1960 г. и в августе убывает к месту постоянной дисло­кации. Вторая стартовая группа закончила обучение и, ус­пешно проведя 27 февраля 1961 г. учебно-боевой пуск ракеты, к середине марта приехала в Плесецк. 15 июля 1961 г. 70-я БСС приступила к боевому дежурству на пусковых ос­тановках №3 и 4.

Продолжалось строительство стартовых комплексов для ракет Р-7, а в августе 1960 г. началось строительство стартовых комплексов для ракет Р-16 на долгохранимых компонентах топлива и с полностью автономной системой управления. В октябре 1961 г. к несению боевого дежурства был готов первый такой комплекс из двух пусковых устано­вок, и в это же время развернулось строительство новых стартовых комплексов для ракеты Р-9А. В декабре 1963 г. комплексы с ракетами Р-9А были приняты в постоянную эксплуатацию.

В результате соревнования двух талантливых главных конструкторов в период с 1957 по 1963 годы на объекте “Ангара” было построено 9 стартовых комплексов, вклю­чавших в себя 15 пусковых установок для четырех типов ракет: Р-7/Р-7А, Р-16, Р-16У и Р-9А. Благодаря этим ракетным комплексам у объекта “Ангара” столь необычная судьба.

Никто еще не подсчитал, сколько безвестных воен­ных городков разбросано по нашей необъятной Родине. Одни из них заброшены по причине расформирования воин­ских частей, в других еще живут воины-ракетчики. Неизвестно, какая судьба постигла бы объект “Ангара”, если бы не два великих

человека: С.П.Королёв и Г.Е.Алпаидзе. Впервые они встретились и познакомились на полигоне “Капустин Яр”, где проходили испытания пер­вых баллистических ракет, и где генерал-майор Алпаидзе был заместителем начальника полигона.

Начало шестидесятых годов. В это время происходи­ло расширение объемов практических задач, решаемых с помощью космической техники. Однако, с расположенных в глубине континента космодромов “Байконур” и “Капустин Яр” невозможно проводить запуски спутников на все орбиты, представляющие практический интерес. Вот поче­му к началу 1962 г. как в военных, так и в промышленных кругах нашей страны созрело и окончательно утвердилось мнение о необходимости создания нового научно - исследовательского полигона, предназначенного для испытаний и штатной эксплуатации космических комплексов, обеспечивающих выведение спутников на приполярные орбиты. Второй задачей нового ракетно-космического полигона должно было стать отработка новых твердотопливных ракетных комплексов. Кроме того, планировалось, что новый ракетно-космический полигон станет ответом на наметив­шееся лидерство США в освоении космического простран­ства: в начале 60-х годов в США активно работали три кос­модрома (из них два крупных), строила собственный космодром Франция, а в нашей стране был только “Байко­нур”, да небольшой “Капустин Яр”.

Первоначально предполагалось разместить новый ракетно-космический полигон в Устьинском районе Архангельской области, между Вольском и Котласом, у железно­дорожной станции Илеза. Этот выбор был закреплен Поста­новлением Совета Министров СССР в январе 1963 г. Начальником нового научно-исследовательского испыта­тельного ракетно-космического полигона был назначен Герой Советского Союза, генерал-майор Галактион Елисеевич Алпаидзе.

Как только было принято правительственное постановление, под станцией Илеза в короткие сроки развернулось строительство жилого поселка, ракетных шахт и железной дороги. Одновременно со строительством нового космического полигона началось комплектование испытательных управлений и частей.

Казалось, что объекту “Ангара” была уготована судьба стать одной из ракетных дивизий РВСН, но свою роль сыграли стартовые комплексы ракет Р-7А. Эти громоздкие и неудобные для боевого применения комплексы в начале шестидесятых годов стали основой для семейства отечественных космических носителей с ласковым названи­ем “семёрка” - “Восток”, “Восход”, “Молния” и “Союз”.

И вполне естественным было появление мысли об использовании ракетных комплексов, несущих боевое дежурство ракетами Р-7А в районе поселка Плесецк, для осу­ществления космических программ. Тем более, что таких комплексов в архангельской тайге насчитывалось четыре, тогда как “Байконур” располагал только двумя “семёрочными” стартами.

Когда развернулись работы по созданию нового северного космодрома, ни одна встреча Алпаидзе с Королёвым не проходила без всестороннего обсуждения вопросов использования плесецких ракетных комплексов. По воспо­минаниям Алпаидзе, Королёв увлечено рассуждал о том, как в заблаговременно рассчитанные времена стартуют космические корабли с северного и южного космодромов, как они будут выводиться на соответствующие орбиты для комплексного решения разнообразных задач, а для решения более сложных задач эти корабли будут стыковаться в кос­мосе в большие орбитальные комплексы.

А как удобно будет запускать с севера пилотируемые космические корабли. Это и близость к Москве - за 16 часов можно с комфортом доехать на поезде до места назначения. Это, по сравнению с “Байконуром”, более благоприятный климат, дышащие здоровьем хвойные леса, обилие рек и озер. Да и энергетические затраты на выведение пилоти­руемых кораблей такие же, как и на “Байконуре” - балли­стические условия для их запуска абсолютно одинаковые. Как жаль, что С.П.Королев всего два месяца не дожил до первого космического старта из Плесецка и его мечты оста­лись нереализованными.

Идея использования объекта “Ангара” в космиче­ских целях, получила полное одобрение и поддержку, как командования Вооруженных сил, так и Министра оборонной промышленности, и после проведения рекогносцировочных работ было дано положительное заключение о воз­можности размещения испытательной базы ракетно-космического полигона на боевом объекте “Ангара” в рай­оне Плесецка. После одобрения и утверждения заключения рекогносцировочной комиссии в соответствующих инстанциях Совет Министров СССР своим Постановлением от 16 сентября 1963 г. узаконил такое размещение и объединил вновь создаваемый космический полигон и боевое соедине­ние в 53-й Научно-исследовательский испытательный полигон МО СССР. К июню 1964 г. были завершены организационные мероприятия по преобразованию  объекта “Ангара” в ракетно-космический полигон в составе трех испытательных управлений: боевого, по испытанию косми­ческих аппаратов и ракет-носителей и измерительного. На­чальником созданного ракетно-космического полигона в апреле 1964 года был назначен генерал-майор Г.Е. Алпаидзе. Первое” боевое управление возглавил полковник Г.К.Михеев (начальник штаба полковник Гольцов). В управление вошли две БСС, несущих дежурство с ракетами Р-7А и пять ракетных полков с ракетами Р-9А, Р-16 и Р-16У. В состав второго, космического управления вошли 42-я БСС и вновь сформированная отдельная инженерная испытательная часть. Командирами первых космических частей нового космодрома стали полковники Михаил Дмитриевич Дудин и Иван Моисеевич Кожемяко. Начальником “космического” управления был назначен полков­ник-инженер Вениамин Моисеевич Эйбшиц. Этим было по­ложено организационное начало строительству будущего космодрома “Плесецк”.

Так начался второй период в истории космодрома “Плесецк”, который охватывает временной интервал с 1964 по 1982 гг. Причинами преобразования боевого ракетного соединения в испытательный полигон послужили его удач­ное географическое расположение и разнообразие разверну­тых ракетных комплексов, на базе которых либо уже были созданы транспортные космические средства (ракеты типа Р-7), либо предполагалось это сделать (ракеты типа Р-16).

Что представлял из себя ракетно-космический поли­гон, образованный в 1964 г. под Плесецком? Это получился сплав самых уникальных элементов, которые можно услов­но назвать “капъярцы”, “григорьевцы” и “академики”.

Вместе с собой из “Капустина Яра” Г.Е.Алпаидзе привез на Север лучших из лучших испытателей, имевших большой практический опыт организации и научно-технического сопровождения испытаний и отработки новых образцов ракетной техники. Необходимо особо отметить, что в 50-х годах на “Капъяре” была собрана элита испыта­телей баллистических ракет. Там служили и работали офи­церы, которые начали развитие отечественной ракетной техники еще в поверженной Германии. Это они, работая плечом к плечу с будущими главными конструкторами, по крупицам восстанавливая немецкое ракетное оружие, зало­жили основы школы испытателей ракет. Эти патриархи ис­пытателей отличались эрудицией, фундаментальными зна­ниями и упорством в достижении поставленной цели. У них не принято было бросать незавершенную работу, чтобы во­время уехать домой со службы. Наоборот, решение постав­ленной задачи доводилось до логически завершенного этапа и намеченный объем испытаний будет выполнен полно­стью, даже если придется работать всю ночь.

“Григорьевцы”... Пожалуй, такой составляющей нет не только на “Байконуре”, но и, пожалуй, ни на одном кос­модроме мира. Пройдя начальное обучение на “Байконуре”, “григорьевцы” как никто другой имели опыт полностью самостоятельной работы на ракетной технике. Они без “ня­нек” в лице различных представителей главных конструк­торов готовили ракеты, годами поддерживали их в готовности к пуску, неся круглосуточное боевое дежурство. “Григо­рьевцы” с честью прошли через Карибский кризис, когда ракеты с пристыкованными ядерными боеголовками были вывезены на стартовые комплексы, подготовлены к заправ­ке компонентами ракетного топлива и в течение 71 суток поддерживалась их непрерывная готовность к пуску. А офицеры-баллистики из отделения подготовки данных без посторонней помощи, самостоятельно рассчитывали полетные задания на пуски ракет по заданным реальным целям.

“Капъярцы” и “григорьевцы” — это в первую очередь практики. Многие из них имели высшее образование, но годы службы в боевых подразделениях не способствуют росту знаний в точных науках. К сожалению, многое, бази­рующееся на высшей математике, начинает забываться. И вот третьим элементом, органично дополнившим первые два, стали “академики”. В основном это были выпускники военных ака В 1974 г. на решение космических задач было перепрофилировано бывшее боевое Первое управление полигона. В его состав вошли две испытательные части. Одна из них решала задачи по подготовке и запуску космических аппаратов легкого класса с помощью ракет-носителей “Космос-2” и “Космос-ЗМ”. Другая испытательная часть была сформирована для проведения пусков космических ракет “Циклон-3”. Во Второе управление вошли три испы­тательные части с задачей подготовки и запуска космических аппаратов среднего класса с помощью ракет-носителей типа Р-7А (“Восток-2М”, “Восход”, “Молния-М”, “Союз-М/У”).демий и высших училищ, но были среди них выпускники гражданских ВУЗов, призванных на военную службу.

Благодаря этим трем элементам северный космиче­ский полигон — космодром “Плесецк” в короткие сроки стал авторитетной и научно-исследовательской, и испытательной организацией.

В 1964-67 гг. были построены монтажно-испытательные корпуса для подготовки и наземных испытаний спутников и космических ракет, стартовые комплексы для проведения пусков космических ракет лёгкого " Космос-3 М" и сверхлёгкого "Космос-2" классов, созданных в ОКБ-586 из баллистических ракет средней дальности Р-14 и Р-12 со­ответственно. К декабрю 1965 г. были закончены работы по переоборудованию пусковой установки №1 для проведению пусков ракет-носителей “Восток-2” и “Восход”. С этой пусковой установки 14 декабря 1965 г. состоялся первый учебный пуск ракеты на вновь созданном испытательном ракетно-космическом полигоне. (До этого на объекте “Ан­гара” был проведен только один учебный пуск - 22 октября 1963 г. была запущена ракета Р-16У).

Рождение нового космического порта планеты Земля — космодрома “Плесецк” состоялось 17 марта 1966 г., когда в 13 часов 28 минут московского времени с пусковой установки №1 стартовала ракета-носитель “Восток-2” с ис­кусственным спутником Земли “Космос-112” на борту. Прошел год, и новый космодром готовил и проводил пуски космических ракет “Восток-2”, “Восток-2М”, “Восход”, “Космос-2” и “Космос-3М” с семью типами космических аппаратов. В связи с тем, что новый ракетно-космический полигон решал все более возрастающие задачи по подго­товке и запуску спутников, для которых была необходима более мощная испытательная база, одновременно с расши­рением количества и типов запускаемых спутников шел процесс снятия с боевого дежурства ракетных комплексов, что постоянно находило отражение в структурных изменениях ракетно-космического полигона.

В 1974 г. на решение космических задач было перепрофилировано бывшее боевое Первое управление полигона. В его состав вошли две испытательные части. Одна из них решала задачи по подготовке и запуску космических аппаратов легкого класса с помощью ракет-носителей “Космос-2” и “Космос-ЗМ”. Другая испытательная часть была сформирована для проведения пусков космических ракет “Циклон-3”. Во Второе управление вошли три испы­тательные части с задачей подготовки и запуска космических аппаратов среднего класса с помощью ракет-носителей типа Р-7А (“Восток-2М”, “Восход”, “Молния-М”, “Союз-М/У”).

Восьмидесятые годы знаменуются новыми изменениями в структуре ракетно-космического полигона. Из состава Ракетных войск стратегического назначения выделя­ется Главное управление космических средств Министерства обороны, которому в 1982 г. передаются Первое и Второе научно-испытательные управления и сформированные в структуре управления полигона отделов космической тематики. Для управления космическими частями полигона вводится должность заместителя начальника полигона - на­чальника космических частей.

С этого момента начинается третий этап в истории космодрома “Плесецк”, когда из единого ракетно-космического полигона постепенно были образованы две самостоя­тельные испытательные организации - полигон, решающий задачи только испытаний баллистических ракет, и космо­дром. Объективной причиной такого разделения стали принципиальные отличия как в конструкциях баллистических и космических ракет, так и в организации процессов подготовки и проведения пусков баллистических ракет и запусков спутников.

Первым начальником космических частей космодрома “Плесецк” был назначен генерал-майор Б.Г.Зудин. Новая организационная структура космических частей по­зволила поднять оперативность решения задач применения космических средств, но она не в полной мере учитывала рост сложности и объема решаемых задач. Поэтому в 1989 г. произошло объединение двух “космических” управлений полигона в Центр испытаний и применения космических средств, начальником которого стал полковник В.А.Гринь. Необходимо отметить, что начиная с 1989 г. космодром "Плесецк" перестал быть космодромом-невидимкой, когда официально было объявлено о существовании в СССР северного космодрома и на его территории побывали первые иностранные журналисты.

В 1993 г. были проведены новые организационные изменения в структуре космических частей Центра, восстановлены Первое и Второе испытательные управления, а сам Центр преобразован в Главный центр испытаний и применения космических средств, который послужил основой для Первого космодрома России-космодрома “Плесецк”. Начальником Главного центра, а затем и космодрома стал полковник А.Ф.Овчинников, которому в августе 1993 г. присвоено звание генерал-майор. 11 ноября 1994 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации №2077 о . создании Первого государственного испытательного космодрома МО РФ (космодром “Плесецк”) в составе Военно-космических сил. Этот указ официально присвоил статус “космодром” самой оживленной космической гавани на планете, откуда более тридцати лет выводятся в околоземное космическое пространство самые разнообразные космические аппараты.

В 1997 г., с началом реформы Вооруженных Сил РФ, начался четвертый этап истории космодрома, когда произошло слияние космодрома и ракетного полигона в единый космодром “Плесецк”. Космодром “Плесецк” является одним из ключевых элементов национальной транспортной космической системы, гарантирующий России независимый доступ в космическое пространство. В настоящее время наличие космодрома является благоприятным фактором для возрождения национальной экономики и доведения ее до уровня наступающего XXI века.

Над страницей работал Резунов Виктор